logo
Муниципальное автономное учреждение культуры «Кармаскалинская централизованная библиотечная система» муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан
Старомусинская сельская библиотека

Часы работы


ВТ-СБ: 11:00-14:30
17:00-19:00

Выходной: ПН,ВС

Тематический час «Сердце отдаю детей»

24.09.2023

23 сентября в сельской библиотеке прошел тематический час, посвященный 105-летию советского педагога-новатора, детского писателя Василия Александровича Сухомлинского, который создал педагогическую систему, основанную на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования. “Чтобы не превратить ребенка в хранилище знаний, кладовую истин, правил и формул, надо учить его думать. Сама природа детского сознания и детской памяти требует, чтобы перед малышом ни на минуту не закрывался яркий окружающий мир с его закономерностями”, – писал он в книге “Сердце отдаю детям”. В своей итоговой статье “Чем лечить мозг — мыслью, трудом, творчеством — или лекарствами?” Сухомлинский рассказал о своей работе с необучаемыми детьми. Они почти не разговаривали, не смеялись и плохо запоминали. На прогулках “под голубым небом” педагог-гуманист концентрировал их внимание на красоте природы. И спустя время дети начинали сочинять миниатюры о солнце, каплях росы и листьях деревьев. В итоге все 107 детей, которые пришли в Павлышскую школу малоспособными стали умными и образованными людьми. В Павлышской школе Василий Александрович работал директором. Можно выделить несколько основополагающих принципов педагогики Сухомлинского:

  • воспитание без наказаний (принцип гуманности)
  • поощрение желания ребенка быть хорошим (педагог считал это стремление движущей силой обучения и воспитания, потому что ребёнок прикладывает максимум усилий в этот момент)
  • запрет на удовлетворение деструктивных желаний ребенка (желания ребёнка педагог делил на два вида: конструктивные и деструктивные. Если родители удовлетворяет любые запросы ребёнка, то из него получается капризный раб прихотей)
  • природа – источник нравственного воспитания (познание растительного мира — это начало умственного развития ребёнка. Изолирование от природы способствовало повышенной утомляемости и невозможности справиться с поставленными задачами)
  • трудовое воспитание порождает человечность и доброту (главная заслуга — сделать своими руками, проявляя творчество)

Участники мероприятия – молодые активные мамочки после ознакомления с принципами воспитания Василия Сухомлинского, развивая данную тему, согласились с его педагогической методикой. А также высказали точки зрения на счет дозволенного к своим чадам – должны ли быть ограничительные рамки в воспитании, привели примеры из прочитанных книг, что вседозволенность порождает эгоистичную личность, который не видит в жизни никаких целей, не знает как адаптироваться в обществе, не приучен к основам самодисциплины.