НЕ ПОПАДАЙТЕСЬ НА УЛОВКИ АФЕРИСТОВ!
# Проект «Нет мошенничеству!»
В Башкирии стартовала акция «Стоп, мошенник!». Она продлится с 16 по 22 сентября. О том, какие бывают виды мошенничества и как не попасться на уловки преступников, рассказал заместитель начальника Отдела МВД РФ по Кармаскалинскому району, подполковник внутренней службы Динар Сайфуллин.
– Здравствуйте, Динар Гизарович! Сколько случаев интернет-мошенничества зарегистрированы в нашем районе?
– Добрый день. В текущем году на территории района зарегистрировано 63 уголовных дел, связанных с интернет-мошенничеством. Ущерб составляет более 6 миллионов рублей. В прошлом году было зарегистрировано 48 случаев. Ущерб составил 10 миллионов рублей.
– Расскажите, пожалуйста, какие виды и способы мошенничества существуют на сегодняшний день?
– Мошенничество с использованием информационно-телекоммуникационных технологий в последние годы набирает обороты и уже становится одним из основных видов в общей массе зарегистрированных преступлений. На данную проблему обращают внимание на государственном уровне.
На сегодняшний день самый распространенный вид мошенничества – злоумышленники, представившись сотрудниками банков или правоохранительных органов, сообщают гражданам об атаке на банковский счет, либо об оформлении на имя гражданина кредита. Мошенники предлагают перевести денежные средства со счета гражданина на «безопасный» счет банка.
В последнее время также участились случаи, когда злоумышленники звонят жителям республики, представляются должностными лицами полиции, ФСБ и прокуратуры, работающими как будто в связке с работниками банков. Преступники вводят в заблуждение своих жертв, убеждая граждан переводить свои сбережения на «безопасный» счет.
В нашем районе зарегистрирован такой случай: на телефон продавца магазина деревни Ибрагимово поступил звонок от якобы сотрудников ФСБ и Центрального банка. Они убедили жертву и выманили денежные средства в размере 1 миллиона рублей. Женщина взяла кредит и перевела деньги через банкоматы на неустановленные счета. Более того, аферисты уговорили ее оформить еще кредит на сумму 1 миллион рублей в другом банке. Реальные сотрудники банка, поняв, что потерпевшая находится под чужим воздействием, вызвали сотрудников полиции и тем самым предотвратили отправку еще одного миллиона рублей мошенникам.
– В последнее время распространенным стало мошенничество, когда гражданам звонят с «Госуслуг», МФЦ или операторы сотовой связи…
– Также много зарегистрированных случаев, когда аферисты звонят, представляясь сотрудником сервиса «Госуслуг» либо МФЦ. Они просят забрать заказное письмо, но для этого необходимо назвать код подтверждения из смс-сообщения. На самом деле смс с кодом является доступом к вашему личному кабинету на сервисе «Госуслуги», либо к личному кабинету мобильного банка. Допустив мошенника к любому своему личному кабинету, человек в считанные минуты может стать «обладателем» большого потребительского кредита. И кредитные деньги уйдут на сторонние счета.
В числе самых актуальных видом мошенничества – аферисты, звонят жертве на телефон и, представляясь сотрудником оператора мобильной связи просят назвать код, который придет смс-сообщением, якобы для смены тарифного плана, продления договора. Далее действуют по ранее отработанной вышеуказанной схеме – подключаются лже-сотрудники банков. В деревне Улукулево тоже был такой случай.
– Сейчас все больше людей совершают покупки через сайты, маркет-плейсы, доски объявлений. И там тоже сталкиваются с аферистами.
– В настоящее время в связи с активным ростом рынка электронных платежей и онлайн-шопинга развиваются и новые современные формы мошенничества. Наиболее популярной схемой является фишинг. Цель его – получение доступа к конфиденциальным данным пользователей или банковским реквизитам. Фишинг может выражаться посредством e-mail рассылок под видом известных сервисов, а также при поиске информации в интернете, при переходе на которые человек попадает на сайт, внешне неотличимый от настоящего. Когда пользователь вводит там свои данные, мошенники получают доступ к ним, после чего происходит хищение денежных средств.
– Расскажите, пожалуйста, о случаях мошенничества в сфере инвестиций.
– Участились случаи мошенничества в сфере инвестиций. Под видом финансовых экспертов мошенники рассказывают об уникальной схеме заработка, обещают хорошую прибыль. Злоумышленники копируют сайты известных торговых площадок. Как правило мошенники предлагают повышенную доходность. Обычные вклады в рублях приносят 4-5% годовых, а аферисты обещают минимум 10-30% годовых, а иногда и больше. Они даже создают личный кабинет жертвы, где транслируется выигрыш и заманчивый крупный баланс на счете. А после того, как потерпевший вложит хорошую сумму и захочет вывести прибыль, «финансовые эксперты» исчезают вместе с деньгами. В нашем районе был такой случай. Жительница деревне Кабаково увидела в интернете объявление об инвестициях. Перейдя по ссылке, указала свой номер телефона. Ей перезвонил «сотрудник» биржи, и предложил заработать, на что она согласилась и перечислила денежные средства в размере 100 000 рублей. В этом деле было еще одно связывающее звено – курьер. Им оказалась пожилая жительница города Уфа, которая также является потерпевшей. Она отдала аферистам более 2 миллионов рублей. Мошенники обещали вернуть ей всю сумму, если она будет помогать им. Уфимка была допрошена в качестве подозреваемой и арестована. Она оказалась дважды обманута.
– Нередко люди непросто переводят мошенникам деньги, но и, пытаясь их вернуть, идут на приступные действия – поджоги, хулиганство, порча имущество…
– В связи со сложившейся политической ситуацией в стране и в мире, злоумышленники, помимо хищения денежных средств, заставляют граждан выполнять определенные действия, которые могут быть уголовно наказуемыми. Например, в мае прошлого года неустановленные лица, под видом сотрудников службы безопасности банка через мессенджер совершили мошеннические действия в отношении жителя Башкирии. Сперва злоумышленники похитили у него денежные средства, а потом, обещав их вернуть, склонили к передаче одной из схем эвакуации цеха оборонного промышленного комплекса и совершению поджога отделения банка в г.Уфа. После выполнения «задания» гражданину сообщили, что он оказал содействие сотрудникам Центра информационно-психологических операций Республики Украина (украинское подразделение ВСУ, занимающееся кибератаками).По данному факту в отношении жителя республики возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 213 УК РФ «Хулиганство».
Аналогичные факты совершены в отношении жителей Учалинского и Янаульского районов, которых в результате взлома принадлежащих им страниц в социальной сети, под угрозой распространения личной переписки, склонили к распространению видеороликов, дискредитирующих действия ВС России.
– Какая категория людей больше подвергается обману?
– Пострадавшими от преступлений с использованием IT-технологий являются различные категории граждан, но в большинстве случаев на уловки аферистов попадают люди с невысокими доходами, работники бюджетной сферы, пенсионеры, незащищенные слои граждан, которые имеют низкие знания финансовых инструментов и последствий от совершения определенных действий, в том числе в сфере дистанционного банковского обслуживания.
Несмотря на то, что сотрудники ОМВД по Кармаскалинскому району постоянно проводят беседы с сотрудниками организаций, все же есть люди, которые попадаются на «удочку» злоумышленников.
– Какие новые виды интернет-мошенничества появились на территории нашего района?
– С началом строительного сезона стала популярной схема мошенничества на сайте объявлений. Жители района часто «покупают» у мошенников доски и арматуру. Например, в конце августа житель деревни Бишаул-Унгарово на сайте объявление заказал стройматериалы с доставкой на дом на сумму более 300 тысяч рублей. Сделал полную предоплату, но товар так и не получил.
Также в августе зарегистрирован первый в текущем году факт телефонного мошенничества, совершенный под предлогом оказания экстрасенсорных услуг, на «удочку» злоумышленников попалась жительница с.Кармаскалы. Она перевела аферистам 300 тысяч рублей.
– Расскажите, пожалуйста, как не стать жертвой мошенников? Какие есть способы защиты?
– Аферисты хорошо разбираются в людях и могут подобрать подходящие слова для каждой конкретной ситуации. Чаще всего жертвами обмана становятся те, кто желает быстро заработать, доверяет посторонним людям и не проявляет бдительность. Однако встречаются также случаи, когда злоумышленники обманывают даже самых осторожных и недоверчивых людей.
Уважаемые жители района, чтобы не попасть на уловки аферистов прошу запомнить несколько простых правил, следуя которым вы на 90% обезопасите себя от интернет-мошенников: не отвечайте на звонки с незнакомых номеров, воспользуйтесь опцией, которая заблокирует нежелательные звонки; не сообщайте никому данные своей банковской карты, а также коды из СМС-сообщений; не осуществляйте какие-либо финансовые операции (снятие и зачисление наличных денежных средств, электронные переводы) по просьбе неизвестных вам лиц, даже тех, которые представляются сотрудниками банков, МВД, ФСБ, прокуратуры или Следственного комитета; перед отправкой денег своему знакомому перезвоните ему по обычной телефонной связи или другому мессенджеру; не участвуйте в инвестировании организаций по объявлениям в интернете; не переходите по неизвестным ссылкам в сети интернет!
Лучше быть готовым к звонкам мошенников, чтобы вовремя распознать их и не стать частью мошеннических схем.
– Динар Гизарович, спасибо за беседу.